Коммуникативная культура педагога

Вы можете ознакомиться с примерами вопросов теста, но пройти его полностью и получить сертификат об обучении можно только после регистрации или авторизации.
Педагогика

Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и умение общаться. Профессия педагога относится к типу профессий "человек – человек", поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством. Стихийное формирование коммуникативной культуры педагога нередко приводит к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учениками. Поэтому очень важно для педагога знать основы коммуникативной культуры,  стремиться к самосовершенствованию в этом вопросе.

Коммуникативная культура включает в себя культуру речи, культуру слушания, эмоциональную культуру. Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро устанавливать контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительному педагогу свойственны такт, терпимость, эмпатия, самоуважение, способность влиять на других, оптимизм, чувство юмора и  умение слушать.

Специфика работы педагога заключается в постоянном деятельном контакте с детьми, родителями, коллегами. Поэтому речь педагога должна быть образцом грамотности и  высокой культуры речи. Следует обращать  особое внимание на форму педагогической речи, её нормативный характер, делать речь доступной не только для восприятия, но и для подражания, не разрушать  свой авторитет допускаемыми в речи ошибками и неточностями. Очень важным для педагога является умение  выступать публично. Ораторское мастерство должно быть одной из основных компетенций, без которой не может полноценно работать педагог. Успешность диалога публичного человека со слушателями  зависит не только от  его желания говорить, но и от его  умения выступать публично. Заповеди-рекомендации для педагога, стремящегося к высокой коммуникативной культуре, сформулировал российский лингвист и литературовед  Г.О. Винокур:

избегайте многословия

говорите просто, понятно, доступно

всегда знайте, зачем говорите

избегайте речевого однообразия

следуйте высоким образцам, ищите свой вариант речевого поведения

помните, что вежливость основа успеха в любой сфере жизни человека

умейте не только говорить, но и слушать

Умение слушать необходимое умение для педагога. В него включается и умение слышать ученика, а не только свои соображения по поводу сказанного им, и умение слушать так, чтобы ваш ученик хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием. Умение слушать помогает установить контакт и расположить к себе ученика, понять его точку зрения и (при необходимости) повернуть её в нужную сторону.

Чтобы заслужить репутацию внимательного педагога, надо знать, что такое конфликтогены  и в общении с детьми их не использовать. Не важно, с какого приема вы решите начать тренировать навыки грамотного слушания всё, что вы освоите, будет очень полезным. Но для решения профессиональных задач первой задачей обычно ставят освоение нерефлексивного слушания, в течение которого вы научитесь "вливаться" в речь собеседника с минимальным собственным внешним участием. Освоив нерефлексивное слушание, следующим шагом будет отработка навыков активного слушания, что может включать в себя рефлексивное слушание (ориентированное на разум и логику)  и эмпатическое слушание (ориентированное на чувства и отношения, это слушание "от сердца к сердцу",  предполагающее наличие эмоциональной культуры).

Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости учителя. Очень важно отметить, что эмоциональное отношение учителя к ученикам во многом определяет успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога.

В современной специализированной литературе по педагогике и психологии существует большое количество различных характеристик и классификаций типов педагогического общения и сценариев  поведения педагога. Выбор стиля педагогического руководства определяется гибкостью, вариативностью техники педагогического общения, зависит от конкретных условий, особенностей воспитанников и их деятельности. Но каждый педагог должен помнить, что знание научных основ общения является базисом искусства общения, которое во многом определяет профессиональные успехи и обусловлено развитием у учителя комплекса умений: умения управлять своим поведением, чувствами; умения наблюдать, переключать внимание, понимать душевное состояние другого человека; умения «читать по лицу», устанавливать вербальный и невербальный контакт с учащимися.

Задания для самостоятельных занятий

Воспользовавшись приведённым ниже  списком рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов,  изучите следующие вопросы по проблематике коммуникативной культуры и педагогического общения:

Определение современного понимания термина "Коммуникативная культура"

Речевая коммуникация и речевое поведение педагога

Общие требования к публичному выступлению

Требования к языковому паспорту оратора

Нормы литературного языка (орфоэпические, морфологические, синтаксические)

Коммуникативные качества личности педагога

Роль экспрессии  в  коммуникативной культуре педагога

1.  Азлецкая Е. Как сформировать эмоциональную компетентность. //Директор школы.-2006.-№1.-С. 35

2.  Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя. //Народное образование.-2006.-№2.-С. 216

3. Бакулина И. Проблема коммуникативных умений  учителя.  //Педагогические технологии.-2008.-№2.-С. 19

5.  Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка и школьный учебник / Е.А. Быстрова // Русская словесность, 1996, № 4. С. 4 –5, 39 – 44

6. Ельцова О.М. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов. Волгоград, издательство  "Учитель",  2010.

7.  Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. – М: Сентябрь , 2002

8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987

9. Ламертон Д. Говори как Цицерон. М., АСТ "Астрель", 2005.

10. Лухтанова Е. Формирование коммуникативной компетентности педагогов. //"Школьный психолог".-2007.-№19.-С.18

11. Никулина Т. Коммуникативную культуру учителей обсуждает педсовет. //Сельская школа.-2006.-№5.-С.12

12. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или как научиться красиво и убедительно говорить. Учеб. пособие. СПб: Паритет, 2003

13. Янушевский В.Н. Речевая компетентность в коммуникативной культуре педагога: практико-ориентированная монография. - Ульяновск: УИПКПРО, 2007

интернет-ресурсов

1.http://nsportal.ru/npo-spo/arkhitektura-i-stroitelstvo/library/2012/05/04/kommunikativnaya-kultura-pedagoga

2. http://www.psychologos.ru/articles/view/umenie_slushat

3. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru

4. http://studopedia.ru/3_87290_kommunikativnaya-kultura-pedagoga.html

5. http://revolution.allbest.ru/languages/00237311_0.html

http://www.myshared.ru/slide/275667/

 

Изучив вышеизложенный материал, Вы можете пройти тестирование и получить сертификат об обучении.