Особенности и правила написания сочинения в жанре эссе

Вы можете ознакомиться с примерами вопросов теста, но пройти его полностью и получить сертификат об обучении можно только после регистрации или авторизации.
Дорогие ребята! Данный курс предназначен для тех, кто хочет научиться правильно оформлять свою мысль в зависимости от требований жанра сочинения, развить творческое мышление и письменную коммуникацию. Курс представляет собой теоретический блок, в котором рассказывается история возникновения эссе, алгоритм его написания и требования к содержанию, структуре, оформлению эссе. После прочтения теоретического блока вам необходимо пройти тест, который даст возможность узнать, правильно ли вы все поняли. Ниже мы предлагаем рекомендации по написанию сочинения в жанре эссе.

Если вы хотите сказать что-то свое, новое, нестандартное, то жанр эссе - это ваш жанр.

Помните, что члены комиссии очень заняты, они прочитали уже более 300 сочинений до вас, и им предстоит прочитать еще 650 до завершения рабочего дня. Неправильным было бы утомлять их, распространяясь на возвышенные темы, не привнося ничего своего. Необходимо выбрать достаточно знакомую тему, чтобы вы смогли писать о ней вдохновенно и со знанием дела. В тоже время она должна быть достаточно необычна, чтобы выделить вас из массы других учеников.

Определение эссе.

В словаре С. И. Ожегова под эссе понимается «прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно».

«Большой энциклопедический словарь» дает  развернутое определение: «Эссе (франц. essai - опыт, набросок) - жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

«Википедия» (свободная, интернет-энциклопедия) дает самое ёмкое определение: «Эссе - это литературный жанр прозаического сочинения небольшого объема и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку. В отношении объема и функции граничит, с одной стороны, с научной статьей и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой с философским трактатом. Эссе свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на откровенность и разговорную интонацию».

История появления жанра.

Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» - попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» - взвешивание.

Родоначальником жанра эссе был французский писатель, философ Мишель Монтень (1533 - 1592). В 1580 году Монтень написал эссе, в котором поделился размышлениями о судьбе общества и человека. На русский язык название было переведено как «опыты». Для русской литературы жанр эссе не был характерен. Образцы эссе обнаруживаются среди русских писателей XIX века у А. С. Пушкина, А. И. Герцена, Ф. М. Достоевского, в начале XX века – В. И. Иванова, Д. С. Мережковского, В. В. Розанова, позднее И. Эренбурга, Ю. Олеша, В. Шкловского, К. Паустовского».

Особенности эссе как литературного жанра.

Эссе - самостоятельная творческая письменная работа, по форме эссе обычно представляет собой рассуждение – размышление (реже рассуждение – объяснение), поэтому в нём используются вопросно-ответная форма изложения, вопросительные предложения, ряды однородных членов, вводные слова, параллельный способ связи предложений в тексте.

Эссе - самостоятельная письменная реферативно-аналитическая работа, освещающая современное состояние конкретной проблемы и содержащая ответ на вопрос о перспективах и возможных путях ее решения. Не допускает плагиата!!!

1. Наличие конкретной темы или вопроса.

Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.

В эссе ярко выражена авторская позиция.

3. Небольшой объем.

4. Свободная композиция.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок.

5. Непринужденность повествования.

Необходимо избегать намеренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений.

6. Парадоксальность.

Эссе призвано удивить читателя - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество.

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе привлекает многочисленные примеры; проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциации.

7. Внутреннее смысловое единство.

Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством.

8. Открытость.

Автор не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на полный, законченный анализ.

9. Особый язык.

Широко используются метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения.

Главная цель эссе — создать всеохватывающее представление об уникальности вашей личности.

Кроме того, эссе должно быть выполнено в привлекательной форме, легко читаться.

Виды эссе.

По содержанию эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.

По форме эссе: в виде рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма, слова и др.

Требования, предъявляемые к эссе.

1. Объем эссе не должен превышать 1–2 страниц.

2. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

3. Необходимо писать коротко и ясно. Эссе должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

4. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

5. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

6. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

Структура эссе.

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т);

мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Тезис — это суждение, которое надо доказать.

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

Вступление тезис, аргументы тезис, аргументы тезис, аргументы заключение.

Рассмотрим каждый из компонентов эссе.

Вступление – суть и обоснование выбора темы. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ. Во вступлении можно написать общую фразу к рассуждению или трактовку главного термина темы или использовать перифраз (главную мысль высказывания), например: «для меня эта фраза является ключом к пониманию…», «поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание….».

Основная часть - ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос. В основной части необходимо изложить собственную точку зрения и ее аргументировать. Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС – формулой:

П – положение (утверждение) – Я считаю, что …

О – объяснение – потому что …

П – пример, иллюстрация – например, …

С – суждение (итоговое) – Таким образом, ….

Заключение, в котором резюмируются главные идеи основной части, подводящие к предполагаемому ответу на вопрос или заявленной точке зрения, делаются выводы.

Когда вы закончите писать эссе, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long).

S - менее 10 слов, M - менее 20 слов, L - 20 и более слов.

Правильное эссе имеет следующий вид:

M S M L M S

Неправильное эссе характеризует такая последовательность букв:

S S S M L L L

 

Элемент структуры

% к общему объему работы

Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение)

20%

Начало (актуализация заявленной темы эссе)

20%

Тезис

Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса.


60%

 

Алгоритм написания эссе.

1. Внимательно прочтите тему.

2. Определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать.

3. Подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис:

a) логические доказательства, доводы;

b) примеры, ситуации, случаи, факты из собственной жизни или из литературы;

c) мнения авторитетных людей, цитаты.

4. Распределите подобранные аргументы.

5. Придумайте вступление (введение) к рассуждению (опираясь на тему и основную идею текста, возможно, включив высказывания великих людей, крылатые выражения, пословицы или поговорки, отражающие данную проблему). Можно начать эссе с риторического вопроса или восклицания, соответствующих теме.

6. Изложите свою точку зрения.

7. Сформулируйте общий вывод.

 

Приветствуется использование:

- эпиграфа, который должен согласовываться с темой эссе (проблемой, заключенной в афоризме); дополнять, углублять лейтмотив (основную мысль), логику рассуждения вашего эссе;

- пословиц, поговорок, афоризмов других авторов, также подкрепляющих вашу точку зрения, мнение, логику рассуждения;

- мнений других мыслителей, ученых, общественных и политических деятелей;

- риторические вопросы;

- непринужденность изложения.

Клише, которые можно использовать при написании эссе:

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

Во-первых…

Во-вторых…

В-третьих…

Таким образом…

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…

Рассмотрим несколько подходов…

Например…

Подведем общий итог рассуждениям…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

Проиллюстрируем это положение следующим примером…

Итак…

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

С одной стороны…

С другой стороны…

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…

Возможные лексические конструкции:

- по моему мнению…; я думаю…; на мой взгляд; автор (этого высказывания), хотел сказать о том, что…; имел в виду…; обозначил проблему…

- я согласен(на) с автором (имя, фамилия)…; не могу не согласиться…; я совершенно согласен…; я не во всем согласен…; к сожалению, я не совсем согласен с точкой зрения, (мнением, позицией)…

- это высказывание представляется мне спорным…

- правота этого утверждения очевидна (не вызывает сомнения).

- недаром народная мудрость гласит… (далее пословица, поговорка).

- конечно, существуют другие мнения…, одним из них является точка зрения философа (мыслителя и т. д.)

- в доказательство своей точки зрения (позиции…) я хотел бы привести пример из…

- в истории нередко можно найти примеры того… (тому…)

- в связи с этим, мне вспоминается (случай, телепередача, событие…)

- завершая свое эссе (размышление), я бы хотел еще раз сделать акцент…

В завершение своего эссе я хотел бы вернуться к идее (мысли), обозначенной в эпиграфе…

Когда вы закончите писать эссе, ответьте для себя на следующие вопросы:

- раскрыта ли основная тема эссе?

- правильно ли подобрана аргументация для эссе?

- есть ли стилистические недочеты?

- использованы ли вами все имеющиеся у вас информационные ресурсы?

- корректно ли изложена в эссе ваша точка зрения?

- обратили ли вы внимание на правописание, грамматику, когда писали эссе?

- обсудили ли вы написанное вами эссе с учителем?

- какой формат вы выбрали для своего эссе?

  - какой опыт вы приобрели, когда работали над своим эссе? 
Изучив вышеизложенный материал, Вы можете пройти тестирование и получить сертификат об обучении.